Программа формирования и оценки гигиенической грамотности и культуры учащихся. МБУ Школа № 61
Поиск:
 
      Сведения об образовательной организации arrow Школьное_питание arrow Программа формирования и оценки гигиенической грамотности и культуры учащихся. 17.11.2018 г.      
 

Программа формирования и оценки гигиенической грамотности и культуры учащихся.

Автор       Токарева Т.В. учитель биологии высшей категории.  

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

                             

Негативные тенденции в состоянии здоровья нации поставили перед школой задачу формирования у обучающихся знаний основ здорового образа жизни, выработки индивидуального стиля жизни, обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья.

 В этой связи базовое биологическое образование приобретает особый социальный статус.

 Формирование общей системы знаний о своем организме и его здоровье неразрывно связано с развитие идеи межпредметных связей, что находит выражение в расширении и углублении взаимосвязей учебных предметов, в повышении уровня обобщенности учебного познания. Грамотное использование  возможностей образовательного компонента учебных предметов для достижения обозначенной  цели, устраняет необходимость  введение дополнительных курсов по организации ЗОЖ, не повышается учебная нагрузка учащихся.

Решить задачу обеспечения выпускников школы экологической и валеологической грамотностью позволяет сочетание преемственности научного знания и организации воспитания  и самосовершенствования развития личности подростков.

Особую  роль в реализации программы играют мероприятия, позволяющие применить знания на практике,  перенести личностный опыт здравостроительства на другие социальные группы.

Программа ставит целью побудить и научить учащихся укреплять свой организм, правильно управлять психикой через собственную повседневную деятельность.

Решаются задачи:

-Преподавание основ ЗОЖ  через систему межпредменных связей и организацию внеклассной деятельности

-Формирование потребностно - мотивационной сферы подростков

-Развитие обще учебных умений и навыков

-Сборка и обработка диагностической информации о состоянии здоровья и образе жизни учащихся.

-Анализ ситуаций, угрожающих здоровью

-Конструирование собственного здоровья

Программа имеет следующие стратегические направления:

1.Формирование понятий «здоровье», «здоровый образ жизни» (ЗОЖ).

2.Организация рационального питания

3.Формирование гигиенической грамотности: предупреждение инфекционных заболеваний, профилактика ВИЧ – инфекции

4.Отработка умений и навыков оказания ПМП, проверка знаний.

5.Формирование активной жизненной позиции в вопросах отказа от употребления психотропных веществ.

6.Формирование информационных компетентностей в вопросах ЗОЖ

7.Формирование коммуникативных компетентностей и социализация личностного опыта учащихся по здравостроительству.

Автор предлагает учителям-предметникам выделить в содержании образовательного компонента  материал в соответствии с задачами и стратегическими направлении программы.

Приложение к Программе содержит информационно – методический каталог межпредметных  связей по формированию у учащихся опыта здравостроительства через содержание образовательного компонента учебных предметов.

Классным руководителям и организаторам внеклассной деятельности включить в планирование  мероприятия, позволяющие контролировать образовательный маршрут и осуществлять мониторинг достижений учащихся.

Освоение программы осуществляется при поэтапном ознакомлении учащихся 5-11 классов с учебным материалом курсов биологии(основная роль), химии, географии, обществознания, ОБЖ, технологии, физической культуры и других предметов  и реализации планов классных руководителей в соответствии с возможностями образовательного учреждения.

 Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность валеологического образования и способствуют формированию всесторонне развитой личности, благодаря освоению деятельностного компонента программы.

Количество учебного времени определяется учителями-предметниками индивидуально. В планах классных руководителей достаточно одного тематического занятия в триместр. В конце учебного года организуется итоговое мероприятие на параллели.

   

Содержание курса.

5 класс

Кого можно считать здоровым человеком? ЗОЖ в традициях моей семьи. Как не разрушить здоровье в школе?  Почему надо питаться в школьной столовой? Кладовая здоровья, зеленая аптека. ВИЧ – чума XXI века. Когда возникают ситуации, угрожающие здоровью? Оказание ПМП при бытовых травмах.

 Итоговая ролевая игра «Сам себе – друг, сам себе - враг».

Исследование уровня своего здоровья:

-выявление в образе жизни факторов укрепляющих и разрушающих здоровье

-анализ режима питания

-составление меню витаминного стола

6 класс

Здоровье - личное благо и общественное достояние. Бактерии на службе рационального питания. Суд над бактериями. Памятка грибнику. Основные пищевые растения. Пищевая ценность продуктов. Ядовитые растения. Что мы знаем о ВИЧ – инфекции? Оказание ПМП при пищевых отравлениях. Правила поведения при стихийных бедствиях. Почему люди курят? Влияние курения на здоровье.

Итоговая конференция по многопрофильному проекту «Скажи сигарете – нет!»

Исследование уровня своего здоровья:

-исследование позитивного влияния ЗОЖ на социальный статус

-оценка индекса здоровья

-анализ двигательной активности

-оценка рациона питания

7 класс

Легкомыслие – враг здоровья. Секреты хорошей фигуры. Основные поставщики белков в организм человека. Гигиенические требования к пищевым продуктам. Животные - возбудители заболеваний. Первая помощь при укусах ядовитых животных. Курить – здоровью вредить! Гигиена умственного и физического  труда.

Итоговая конференция «Все в твоих руках!»

Исследование уровня своего здоровья:

-анализ основных показателей физического развития

-составление индивидуального плана занятий для  физического совершенствования

-коррекция пищевого рациона в осеннее – зимний период

8 класс

Освоение курса биологии «Человек и его здоровье» и выполнение валеологического проекта «Школа здоровья»: подробное ознакомление со строением и функциями систем органов, гигиеническими условиями сохранения здоровья, система организации рационального питания Калорийность продуктов питания. Физиологические обоснования питания в школьной столовой.

. Оказание ПМП при нарушениях скелета, кровотечениях, поражениях покровов тела, травмах органов чувств, нарушениях цнс, химически ожогах. Пропаганда знаний о ВИЧ. Курение – направленный удар по здоровью. Физиологические основы приобщения к психотропным веществам.

Итоговая конференция «Здоровье через образование»

Исследование уровня своего здоровья:

-антропометрические показатели

-тренированность сердца

-жизненная емкость легких

-соблюдение принципов рационального питания

-индекс здоровья

-острота зрения и слуха

-оценка образа жизни

-составление и реализация плана организации ЗОЖ

-оценка уровня знаний и умений по оказанию ПМП

9 класс

Здоровье и окружающая среда. Можно ли быть здоровым человеком в нашем городе? Роль химических элементов в организме человека. Калорийность пищи. Энергетический и пластический обмен в организме человека. Пищевая промышленность. Первая помощь при отравлении тяжелыми металлами. Пропаганда знаний о ВИЧ, вреде курения.

Итоговое мероприятие – конкурс агитбригад: «Мы выбираем жизнь!»

Исследование уровня своего здоровья:

-оценка эффективности выполнения личной программы по здравостроительству

-экологическая оценка  комфортности домашних и школьных помещений

-энергетическая оценка суточного пищевого рациона и энергозатрат организма

10 класс

Наследственное здоровье человека. Мутагены. ГМП. Роль белков, жиров, углеводов в питании, биологически активные вещества, БАДы. Влияние алкоголя на здоровье. ВИЧ: он есть, тебя нет! Неформальные молодежные организации – риск для здоровья и жизни.

Итоговое мероприятие: конференция совместно с родителями «Наследственное здоровье»

Исследование уровня своего здоровья:

-составление родословной на предмет возможности наследственных заболеваний

-оценка эффективности выполнения программы здравостроительства

-оценка уровня знаний о ВИЧ – инфекции

11 класс

Влияние факторов внутришкольной среды на состояние здоровья выпускников школы. Радиация, ионизирующие излучения и здоровье. Социальные проблемы людей с ограниченными физическими возможностями. Поведение в чрезвычайных ситуациях.

Итоговое мероприятие: проведение праздника «Здоровье Земли» для учащихся младших классов.

Исследование уровня своего здоровья:

-оценка образа жизни на предмет сохранения здоровья

-оценка оснащенности бытовых  помещений приборами с ионизирующим излучением

 

Требования к уровню подготовки выпускников средней школы.

Называть:

-определение здоровья

-основные факторы, укрепляющие и разрушающие организм

-наиболее распространенные виды, сорта растений и породы пищевых растений и животных

Характеризовать:

-жизненные функции организма человека

-иммунитет, его значение, профилактику СПИДа

-причины природных катастроф и ЧС

-роль питательных веществ в организме, их источники

Обосновывать:

-правильное положение тела при письме и чтении

-оптимальную двигательную активность

-роль ЗОЖ для самореализации личности

-причины инфекционных, соматических и наследственных заболеваний

Применять знания:

-при оказании ПМП в ситуациях, угрожающи здоровью

-для проведения мероприятий с другими социальными группами

-для составления и реализации программы конструирования собственного здоровья

-при оформлении информационных газет, стендов, листовок

-для рекламы ЗОЖ

 

 

 

Токарева Т.В., учитель биологии высшей категории. Татьяна Васильевна - Почетный работник общего образования Российской Федерации, победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации.

 

Среди учащихся  Татьяны Васильевны есть победители конгресса молодых исследователей  «Шаг в будущее»:

- Астафьева Регина;

- Рекунова Марина;

- Стёпина Светлана;

- Тукташева Евгения;

- Базюк Екатерина.

Победитель областной олимпиады по биологии – Савкин Александр.

Победитель городского конкурса «Эколог XXI века» и Всероссийской научно-исследовательской конференции молодых исследователей «Образования. Наука. Профессия» - Рыжков Василий.

 

         Токаревой Татьяной Васильевной разработана и составлена программа «Формирования и оценки гигиенической грамотности и культуры учащихся», где с 5-го класса проcлеживается одно из стратегических направлений «Организация рационального питания»

 

 

 
 
  МБУ Школа № 61