К вопросу о формировании культуры питания школьников (из опыта работы) МБУ Школа № 61
Поиск:
 
      Сведения об образовательной организации arrow Школьное_питание arrow К вопросу о формировании культуры питания школьников (из опыта работы) 17.11.2018 г.      
 

К вопросу о формировании культуры питания школьников (из опыта работы)

 

Астахова Л.Б., Былинина Т.Г.

 


Негативные тенденции в состоянии здоровья нации поставили перед школой задачу формирования у обучающихся культуры питания, знаний основ здорового образа жизни, выработки индивидуального стиля жизни, обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья.

Рациональное питание чрезвычайно важно для растущего, постоянно изменяющегося организма. Пища должна обеспечивать поступление в организм таких веществ, которые составляют основу формирования новых клеток тканей, возмещают энергетические затраты организма, способствуют нормальному физическому и нервно-психическому развитию, улучшению работоспособности, успешности в обучении.

У ребенка к окончанию начальной школы должны быть определенные знания и стойкие навыки по формированию культуры питания. Первый и самый важный навык: ребенок должен есть разнообразную пищу, содержащую все необходимые для его развития компоненты. Таких компонентов шесть: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и вода.

Немаловажное значение имеет для детей режим питания. Принимать пищу желательно в определенные часы – лучше всего установить четырехразовое питание. Ещё гениальные работы И.П. Павлова показали, что у животных выделение пищеварительного сока происходит рефлекторно на определенное время. То же самое бывает у человека, привыкшего есть всегда в одни и те же часы, это помогает организму лучше усваивать пищу. Специалисты обычно рекомендуют такое распределение общего объёма пищи в течение суток при четырехразовом питании: завтрак – 25%; обед – 35%; полдник – 15%; ужин – 25%. Режим питания зависит и от состояния здоровья ребенка. В каждом конкретном случае, как правило, врачи рекомендуют индивидуальное меню.

Питание учащихся школы осуществляется на договорной основе комбинатом школьного питания «Дружба». Технологической службой ЗАО КШП «Дружба» еженедельно для школьных столовых разрабатывается цикличное меню для учащихся разной возрастной группы. В меню указывается выход продукта, пищевая ценность с содержанием белков, жиров, углеводов, килокалорий.

С 2009 года школа участвует в экспериментальном проекте по совершенствованию организации питания обучающихся. Наша школа является участницей областной программы «Здоровое питание». Школьная столовая обеспечена современным многофункциональным оборудованием для совершенствования качества организации школьного питания: пароконвектоматом, гастроемкостями, комплектом водоподготовки, конвекционной печью, модулем для приборов, мармитом тепловых вторых и первых блюд, диспенсером для заваривания и раздачи напитков и др. Питание в столовой осуществляется в форме завтраков, обедов и свободного выбора блюд (шведский стол). Само помещение обеденного зала, его оформление оказывает благоприятное эстетическое воздействие, способствует аппетиту детей.

В соответствии с программами  «Совершенствование  качества организации школьного питания» (1 -11 классы), «Формирование гигиенической грамотности культуры учащихся» (5 -11 классы) и «Разговор о правильном питании» (1 -4 классы)  регулярно ведется работа по воспитанию культуры питания, пропаганде здорового образа жизни среди учащихся и их родителей. Работает родительский лекторий «Здоровье в вашей семье», реализуется программа для учащихся 7-8-ых классов «Школа здоровья» под руководством заслуженного учителя биологии Токаревой Т.В. Периодически проводится анкетирование родителей и учащихся.

Учителями школы на классных часах, в индивидуальных беседах, внеклассных мероприятиях, на уроках «Самосовершенствование личности» формируются культурно-гигиенические навыки, связанные с приёмом пищи, направленные на предупреждение желудочно – кишечных заболеваний, лучшее усвоение пищи, повышение аппетита. Учитывая, что ещё не в каждой семье уделяется достаточное внимание формированию культуры питания, учителю приходится обращать внимание на формирование у детей культурно – гигиенических навыков в стенах школа с тем, чтобы они применялись дома. Прежде всего детям объясняется, что недопустимо входить в школьную столовую с грязными руками. Наличие нескольких умывальников и электросушилок в коридоре перед входом в школьную столовую позволяет всем детям тщательно мыть руки.

Во время еды дежурный учитель и классные руководители следят за правильной посадкой детей за столом. Дежурные класса после приёма пищи убирают грязную посуду.

На уроках в начальной школе в игровой форме педагог обучает детей этикету за столом и основным правилам правильного питания, сервировки стола. Формируется представление о роли регулярного питания для здоровья и основных требованиях к режиму питания. Должное внимание учителя уделяют формированию представлений о роли витаминов для здоровья человека, растительной пищи.

За счёт интеграции в содержании базовых учебных курсов (математика, чтение, окружающий мир, обслуживающий труд) обобщаются имеющиеся у школьников представления о культуре правильного питания. Развиваются представления о важности для здоровья занятий спортом, соблюдении режима дня.

Для расширения представлений о кулинарных традициях и обычаях разных народов проводятся праздники национальных блюд с дегустацией. Учителями начальной школы организуются витаминные ярмарки, игры «Золотая осень», «Праздник урожая», «День именинника», «Хозяюшка».

Действующая в школе программа формирования гигиенической грамотности и культуры питания учащихся 5 - 11 классов ставит целью побудить и научить школьников укреплять свой организм, правильно управлять психикой через собственную повседневную деятельность. Программа имеет следующие стратегические направления:

1. Формирование понятия «Здоровье, здоровый образ жизни».

2. Организация рационального питания.

3. Формирование гигиенической грамотности и культуры питания школьников.

4. Формирование коммуникативных компетентностей и социализация личностного опыта учащихся по здравостроительству.

            Освоение программы осуществляется при поэтапном ознакомлении учащихся 5 -11 классов с учебным материалом курсов биологии (основная роль), химии, географии, обществознания, ОБЖ, технологии, физической культуры и других предметов, путём реализации планов классных руководителей в соответствии с возможностями образовательного учреждения. Количество учебного времени определяется учителями – предметниками индивидуально. На классных часах учителя проводят от 1 до 3-ёх тематических занятий в триместр. В конце учебного года организуется итоговое мероприятие на параллели по реализации стратегических направлений программы.

5 класс – ролевая игра «Сам себе – друг, сам себе – враг».

6 класс – конференция по многопрофильному проекту «Скажи сигарете – НЕТ!».

7 класс – итоговое мероприятие по формированию культуры питания и здорового образа жизни «Всё в твоих руках».

8 класс – итоговая конференция «Здоровье через образование и правильное питание».

9 класс – конкурс агитбригад «Мы выбираем жизнь!».

10 класс – совместная с родителями общешкольная конференция «Наследственное здоровье».

11 класс – проведение праздника для учащихся младших классов «Здоровье Земли».

            Данная программа имеет практическую направленность. Учащиеся исследуют уровень своего здоровья:

5 класс - проводят анализ режима питания, составляют меню витаминного стола, выявляют в образе жизни факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье.

6 класс – оценивают рацион питания, исследуют позитивное влияние здорового образа жизни на социальный статус, анализируют свою двигательную активность.

7 класс – анализируют основные показатели физического развития, проводят коррекцию пищевого рациона в осеннее – зимний период.

8 класс – исследуют принципы рационального питания и их соблюдение, составляют и реализуют план организации здорового образа жизни.

9 класс – оценивают эффективность выполнения личной программы по здравостроительству, исследуют суточный энергетический пищевой рацион и энергозатраты организма.

10 класс – составляют родословную на предмет возможности наследственных заболеваний, оценивают эффективность выполнения программы по здравостроительству и культуре питания.

11 класс – оценивают образ жизни на предмет сохранения своего здоровья, планируют комплекс упражнений для поддержания физической формы. Применяют знания для проведения мероприятий с другими социальными группами.

В школе имеется постоянно действующий стенд «Школа здоровья и правильного питания». Информация по формированию культуры правильного питания размещается на школьном сайте http://school61-tlt.ru/.

Школа практикует социологические исследования (анкетирование) учащихся, родителей по темам «Здоровый образ жизни», «Как питается ваш ребенок?», «Культура правильного питания».

С 2011 года школа стала участницей программы «Разговор о правильном питании». Данная программа нашла отклик у детей и родителей. Она способствует воспитанию у детей культуры здорового образа жизни, осознание ими здоровья как главной человеческой ценности. (Астахова Л.Б., Былинина Т.Г.).

 

Литература.

1.Астахова Л.Б. Программа по совершенствованию качества организации питания. Интернет ресурс http://school61-tlt.ru/.

2.Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании. Методическое пособие для учителя. М: Олма, 2009. – С. 2-4.

3.Боровская Э. Здоровое питание школьника. М.: Эксмо, 2010. –С. 15 – 20.

4.Коростелёв Н.Б.. Воспитание здорового школьника. М.: Просвещение, 1992. – С. 54 -58.

5.Токарева Т.В.. Программа формирования и оценки гигиенической грамотности и культуры питания учащихся. Интернет ресурс http://school61-tlt.ru/.

 

 

 
 
  МБУ Школа № 61