Работа с одаренными детьми МБУ Школа № 61
Поиск:
 
      Сведения об образовательной организации arrow Работа с одаренными детьми 21.06.2021 г.      
 
Работа с одаренными детьми

Система поддержки и развития талантливых и одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности. 

Выявление, поддержка и развитие одаренных и талантливых школьников  - одна из приоритетных задач современного образования в России, поскольку от ее решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства. Задачей современной школы является выявление тех сфер жизнедеятельности, в которых ребёнок наиболее успешен, чтобы на этой основе осуществлять его дальнейшее развитие.

Немного об одарённости. 

Одарённость учеными характеризуется как "системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». Не всегда одаренность носит явный характер, она может быть скрытой. Авторы «Рабочей концепции одаренности» определяют скрытую одаренность как «атипичную, замаскированную форму, которая не замечается окружающими. В результате ребенка могут отнести к числу неперспективных и лишить необходимой помощи и поддержки. Идентификация детей с таким типом одаренности – это длительный процесс, основанный на использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведения ребенка, включении его в разные виды реальной деятельности, вовлечение его в инновационные формы обучения». Если же говорить о потенциальной одаренности, то это «психологическая характеристика ребенка, которая имеет лишь определенный потенциал для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин, среди которых трудные семейные обстоятельства, недостаточная мотивация, низкий уровень саморегуляции». Задачей школы является вовлечение детей в различные виды деятельности,  создание для каждого из них ситуации успеха, которая служит мотивацией для дальнейшего развития возможностей и способностей. 

Основной целью в этом направлении является формирование среды, обеспечивающей условия для организации проектной, научно-исследовательской, экспериментальной деятельности учащихся школы.

 

Не первый год педагоги школы работают над проблемой выявления одаренных и талантливых детей,  в системе обеспечивая их гармоническое развитие и социализацию. Наиглавнейшим условием в этом является создание развивающей, творческой образовательной среды школы, способствующей раскрытию природных возможностей и способностей каждого обучающегося. 

 

Основные задачи:

 

  • развитие одаренности обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;
  • стимулирование творческой деятельности педагогического коллектива по развитию одаренности школьников;
  • повышение качества образования через идеи личностно-ориентированной педагогики и деятельностного подхода.
 

 

 

Выявление одаренных и талантливых детей
Выявление одаренных и талантливых детей осуществляется в ходе учебно-воспитательного процесса на основе мониторинга результатов учебной и внеучебной деятельности обучающихся школы, успехов и достижений каждого ученика, результатов участия в конкурсных мероприятиях различного уровня, на основе характеристик, составленных по наблюдениям классных руководителей. Также к выявлению одаренных детей привлекаются психологи школы. Широкий спектр предлагаемых для участия мероприятий (исследовательские, интеллектуальные, творческие и т.д.) обеспечивает массовый охват учащихся и предоставление им возможностей для проб в различных сферах деятельности.

 

 

Основные принципы обучения одаренных и талантливых детей
Основные направления научно-методического сопровождения  деятельности педагогов по развитию одаренности определили перечень основных принципов обучения одаренных и талантливых детей. Анализ потенциальных возможностей образовательного пространства школы и потребностей обучающихся привел к выбору принципов, соответствующих заявленным целям и задачам:

 

  • максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития личности;
  • дифференциация и индивидуализация обучения;
  • использование междисциплинарного подхода;
  • свобода выбора учащимися образовательной траектории;
  • поощрение положительной динамики развития каждого обучающегося;
  • установка на самоценность познавательной деятельности. 

 

Организация работы с обучающимися

В школы проводится систематическая работа с целью создания благоприятных условий для разностороннего развития одаренных детей как на уроках, так и во внеурочной деятельности на всех ступенях образования.

  Основные формы работы с обучающимися:

 Урочная деятельность

 

  • Использование эффективных образовательных технологий в образовательном процессе (проблемное обучение, проектная деятельность, исследовательская деятельность, технология развития критического мышления, ТРИЗ и т.д.)

  • Использование педагогами различных форм, методов и приёмов, способствующих развитию критического мышления, самостоятельности, инициативности, творчества.

  • Насыщенность содержания образования заданиями открытого типа, творческими, нестандартными заданиями.

  • Углублённое изучение отдельных предметов.

  • Профильное обучение.

  • Элективные курсы по выбору.

 Проектная деятельность

  • Групповые занятия позволяют учащимся реализовать свой интерес к определённой предметной области. Проектная и исследовательская работа осуществляется в тесном сотрудничестве учащихся и педагогов. В течение учебного года учащиеся разрабатывают и реализуют исследовательские проекты, результаты которых представляют затем на различных конкурсных мероприятиях.

 Индивидуальная работа с учащимися

  • Индивидуальные задания для учащихся

  • Индивидуальные консультации педагогов

  • Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.

 Участие в предметных олимпиадах

  •   Всероссийская олимпиада школьников

 Участие в конкурсных мероприятиях различного уровня

  •  Городские, региональные, всероссийские и международные конкурсы, проекты, олимпиады

 Организация внутришкольных мероприятий

  • Научно-практические конференции

  • День науки

  • Предметные недели

  • Интеллектуальные игры, викторины

 Участие в городских сетевых проектах

  • Городской сетевой проект «Одаренные дети. Лестница успеха»

  • Городской сетевой проект «Цифровая лаборатория «Архимед»

  • Городской сетевой проект «Коворкинг «МетаLAB»

 Участие в межрегиональных и федеральных проектах

  • Проект «Digital Collobоration (Цифровая коллаборация)» (Федеральная площадка)

  • Региональный сетевой проект «Создание электронной платформы «Архимед»

 Сотрудничество с вузами и предприятиями города

  • Экскурсии на производства ВАЗа

  • Экскурсии в лаборатории и на кафедры Тольяттинского государственного университета

  • Мастер-классы и семинары преподавателей Тольяттинского государственного университета

 

Работа с педагогами 

Необходимым условием эффективной поддержки и развития одаренных и талантливых детей является определённый уровень развития педагогического коллектива. Учитель должен быть профессионально грамотным, владеющим навыками экспериментальной, научной и творческой деятельности, современными образовательными технологиями, разнообразными формами, методами и приёмами работы. Большая работа в направлении поддержки и развития одаренных детей ведется через деятельность предметных кафедр и методических объединений. На заседаниях методических объединений учителя изучают нормативные документы и методические материалы, данные мониторинга обучения и развития учащихся, совершенствуют свое профессиональное мастерство, обмениваются опытом работы с детьми разного уровня, в том числе  и с детьми, проявляющими способности в той или иной области деятельности.

Проекты «Одаренные дети. Лестница успеха»;  «Цифровая лаборатория «Архимед»;    «Коворкинг «МетаLAB»  являются методическим основанием для практической работы педагогов с одаренными и мотивированными детьми и  ориентирован на создание модели работы с одаренными и мотивированными детьми, что поможет обеспечить поддержку и развитие данной категории учащихся  в каждом образовательном учреждении.

Проекты построены на организации сетевого взаимодействия, ориентированного на повышение качества работы с одаренными детьми и талантливой молодежью, начиная с дошкольного возраста, и направлен на консолидацию деятельности учреждений дополнительного образования, общеобразовательных учреждений и учреждений высшего профессионального  образования

 Для повышения профессиональной компетенции  учителей  по данному вопросу мы      интегрируем современные педагогические  и информационно-коммуникационные технологий  по следующим направлениям:

1. дополнение педагогических технологий новыми инструментами и средствами;

2. дополнение информационно-коммуникационных технологий содержательно-методической информацией 

В соответствии с запросом педагогов города мы организовали работу виртуального методического кабинета для учителей физики. Главная идея создания кабинета – обеспечить сетевое взаимодействие педагогов, направленное на решение и обсуждение олимпиадных задач и задач повышенной сложности с развернутым ответом  в режиме онлайн. 

Педагоги получили  возможность обмениваться опытом, совместно решать задачи, размещать информацию о новинках дидактической и методической литературы,  учебные фильмы.

Профессиональное общение педагогов  происходит как в виртуальном пространстве, так и на очных встречах.  На базе нашей школы ежегодно проходят очные семинары-практикумы 

 

Работа с родителями

Важным условием развития одаренных и талантливых школьников является поддержка семьи и тесное сотрудничество педагогов и родителей. К сожалению, некоторые родители не обладают необходимыми знаниями по поддержке одаренного ребенка, а многие считают, что основную работу по развитию способностей детей должна осуществлять школа. Поэтому необходима дополнительная работа с родителями учащихся, имеющими высокий уровень развития и способности в определенных областях деятельности. В ходе родительских собраний и индивидуальных бесед родители получают полный обзор конкурсных программ, в которых могут принять участие их дети, а также рекомендации по организации поддержки их деятельности. 

 

 
  МБУ Школа № 61