Система
поддержки и развития талантливых и
одаренных детей в различных областях
интеллектуальной и творческой
деятельности.
Выявление, поддержка и развитие одаренных и талантливых школьников - одна из приоритетных задач современного образования в России, поскольку от ее решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства. Задачей современной школы является выявление тех сфер жизнедеятельности, в которых ребёнок наиболее успешен, чтобы на этой основе осуществлять его дальнейшее развитие.
Немного
об одарённости.
Одарённость учеными характеризуется как "системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». Не всегда одаренность носит явный характер, она может быть скрытой. Авторы «Рабочей концепции одаренности» определяют скрытую одаренность как «атипичную, замаскированную форму, которая не замечается окружающими. В результате ребенка могут отнести к числу неперспективных и лишить необходимой помощи и поддержки. Идентификация детей с таким типом одаренности – это длительный процесс, основанный на использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведения ребенка, включении его в разные виды реальной деятельности, вовлечение его в инновационные формы обучения». Если же говорить о потенциальной одаренности, то это «психологическая характеристика ребенка, которая имеет лишь определенный потенциал для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин, среди которых трудные семейные обстоятельства, недостаточная мотивация, низкий уровень саморегуляции». Задачей школы является вовлечение детей в различные виды деятельности, создание для каждого из них ситуации успеха, которая служит мотивацией для дальнейшего развития возможностей и способностей.
Основной целью в этом направлении является формирование среды, обеспечивающей условия для организации проектной, научно-исследовательской, экспериментальной деятельности учащихся школы.
Не первый год педагоги школы работают над проблемой выявления одаренных и талантливых детей, в системе обеспечивая их гармоническое развитие и социализацию. Наиглавнейшим условием в этом является создание развивающей, творческой образовательной среды школы, способствующей раскрытию природных возможностей и способностей каждого обучающегося.
Основные
задачи:
- развитие одаренности обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;
- стимулирование творческой деятельности педагогического коллектива по развитию одаренности школьников;
- повышение качества образования через идеи личностно-ориентированной педагогики и деятельностного подхода.
Выявление
одаренных и талантливых детей
Выявление одаренных и талантливых детей осуществляется в ходе учебно-воспитательного процесса на основе мониторинга результатов учебной и внеучебной деятельности обучающихся школы, успехов и достижений каждого ученика, результатов участия в конкурсных мероприятиях различного уровня, на основе характеристик, составленных по наблюдениям классных руководителей. Также к выявлению одаренных детей привлекаются психологи школы. Широкий спектр предлагаемых для участия мероприятий (исследовательские, интеллектуальные, творческие и т.д.) обеспечивает массовый охват учащихся и предоставление им возможностей для проб в различных сферах деятельности.
Основные
принципы обучения одаренных и талантливых
детей
Основные направления научно-методического сопровождения деятельности педагогов по развитию одаренности определили перечень основных принципов обучения одаренных и талантливых детей. Анализ потенциальных возможностей образовательного пространства школы и потребностей обучающихся привел к выбору принципов, соответствующих заявленным целям и задачам:
- максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития личности;
- дифференциация и индивидуализация обучения;
- использование междисциплинарного подхода;
- свобода выбора учащимися образовательной траектории;
- поощрение положительной динамики развития каждого обучающегося;
- установка на самоценность познавательной деятельности.
Организация
работы с обучающимися
В школы проводится систематическая работа с целью создания благоприятных условий для разностороннего развития одаренных детей как на уроках, так и во внеурочной деятельности на всех ступенях образования.
Основные
формы работы с обучающимися:
|
Урочная
деятельность
|
-
Использование
эффективных образовательных технологий
в образовательном процессе (проблемное
обучение, проектная деятельность,
исследовательская деятельность,
технология развития критического
мышления, ТРИЗ и т.д.)
-
Использование
педагогами различных форм, методов
и приёмов, способствующих развитию
критического мышления, самостоятельности,
инициативности, творчества.
-
Насыщенность
содержания образования заданиями
открытого типа, творческими,
нестандартными заданиями.
-
Углублённое
изучение отдельных предметов.
-
Профильное
обучение.
-
Элективные
курсы по выбору.
|
Проектная
деятельность
|
-
Групповые
занятия позволяют учащимся реализовать
свой интерес к определённой предметной
области. Проектная и исследовательская
работа осуществляется в тесном
сотрудничестве учащихся и педагогов.
В течение учебного года
учащиеся разрабатывают и реализуют
исследовательские проекты, результаты
которых представляют затем на различных
конкурсных мероприятиях.
|
Индивидуальная
работа с учащимися
|
-
Индивидуальные
задания для учащихся
-
Индивидуальные
консультации педагогов
-
Рецензирование
научных работ учащихся при подготовке
их к участию в конкурсах и конференциях.
|
Участие
в предметных олимпиадах
|
|
Участие
в конкурсных мероприятиях различного
уровня
|
-
Городские,
региональные, всероссийские и
международные конкурсы, проекты,
олимпиады
|
Организация
внутришкольных мероприятий
|
|
Участие
в городских сетевых проектах
|
-
Городской
сетевой проект «Одаренные
дети. Лестница успеха»
-
Городской
сетевой
проект «Цифровая
лаборатория «Архимед»
-
Городской
сетевой проект «Коворкинг
«МетаLAB»
|
Участие
в межрегиональных и федеральных
проектах
|
|
Сотрудничество
с вузами и предприятиями города
|
-
Экскурсии
на производства ВАЗа
-
Экскурсии
в лаборатории и на кафедры Тольяттинского
государственного университета
-
Мастер-классы
и семинары преподавателей Тольяттинского
государственного университета
|
Работа
с педагогами
Необходимым условием эффективной поддержки и развития одаренных и талантливых детей является определённый уровень развития педагогического коллектива. Учитель должен быть профессионально грамотным, владеющим навыками экспериментальной, научной и творческой деятельности, современными образовательными технологиями, разнообразными формами, методами и приёмами работы. Большая работа в направлении поддержки и развития одаренных детей ведется через деятельность предметных кафедр и методических объединений. На заседаниях методических объединений учителя изучают нормативные документы и методические материалы, данные мониторинга обучения и развития учащихся, совершенствуют свое профессиональное мастерство, обмениваются опытом работы с детьми разного уровня, в том числе и с детьми, проявляющими способности в той или иной области деятельности.
Проекты «Одаренные дети. Лестница успеха»; «Цифровая лаборатория «Архимед»; «Коворкинг «МетаLAB» являются методическим основанием для практической работы педагогов с одаренными и мотивированными детьми и ориентирован на создание модели работы с одаренными и мотивированными детьми, что поможет обеспечить поддержку и развитие данной категории учащихся в каждом образовательном учреждении.
Проекты построены на организации сетевого взаимодействия, ориентированного на повышение качества работы с одаренными детьми и талантливой молодежью, начиная с дошкольного возраста, и направлен на консолидацию деятельности учреждений дополнительного образования, общеобразовательных учреждений и учреждений высшего профессионального образования
Для повышения профессиональной компетенции учителей по данному вопросу мы интегрируем современные педагогические и информационно-коммуникационные технологий по следующим направлениям:
1. дополнение педагогических технологий новыми инструментами и средствами;
2. дополнение информационно-коммуникационных технологий содержательно-методической информацией
В соответствии с запросом педагогов города мы организовали работу виртуального методического кабинета для учителей физики. Главная идея создания кабинета – обеспечить сетевое взаимодействие педагогов, направленное на решение и обсуждение олимпиадных задач и задач повышенной сложности с развернутым ответом в режиме онлайн.
Педагоги получили возможность обмениваться опытом, совместно решать задачи, размещать информацию о новинках дидактической и методической литературы, учебные фильмы.
Профессиональное общение педагогов происходит как в виртуальном пространстве, так и на очных встречах. На базе нашей школы ежегодно проходят очные семинары-практикумы
Работа
с родителями
Важным условием развития одаренных и талантливых школьников является поддержка семьи и тесное сотрудничество педагогов и родителей. К сожалению, некоторые родители не обладают необходимыми знаниями по поддержке одаренного ребенка, а многие считают, что основную работу по развитию способностей детей должна осуществлять школа. Поэтому необходима дополнительная работа с родителями учащихся, имеющими высокий уровень развития и способности в определенных областях деятельности. В ходе родительских собраний и индивидуальных бесед родители получают полный обзор конкурсных программ, в которых могут принять участие их дети, а также рекомендации по организации поддержки их деятельности.
|